ПЛАНИРОВАНИЕ
главная функции организация руководство контроль







СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Определения:

Стратегический менеджмент - система решений и действий, применяемых для формулирования и осуществления стратегии, которая обеспечит наилучшее конкурентоспособное соответствие между организацией и ее средой для достижения целей организации.
Миссия - смысл существования организации. Миссия описывает ценности организации, ее устремления и причину ее создания. Стандартная формулировка миссии - это распространенное определение основной сферы бизнеса и операций, которое отличает данную организацию от других организаций подобного типа.
Стратегия - это план или курс деятельности по распределению ограниченных ресурсов во времени для достижения целей организации.
Стратегические цели - развернутые положения относительно того, чего организация хочет достичь в будущем; имеют отношение скорее ко всей организации, нежели к конкретным ее отделам или подразделениям.
Стратегический план - этапы деятельности, при помощи которых организация намеревается достичь своих целей.

Внешние и внутренние факторы в развитии стратегии:
Внутренние факторы:
• организационные
• культурные
• человеческие ресурсы (персонал)
• финансовые
• исследования и разработки
• производство
• маркетинг / товарооборот
• перспективы по ресурсам
Внешние факторы:
• Покупатели (имеющиеся и потенциальные)
• Поставщики
• Конкуренты (имеющиеся и потенциальные / национальные и иностранные
• Держатели акций и кредиторы
• Промышленность
• Технологии
• Рынки труда (потенциальные сотрудники)
• Правительство и закон
• Влиятельные группы (Группы давления)
• Наднациональные органы
• Частные лица

Уровни стратегии
• Корпоративный уровень - высшее звено; отвечает за принятие решений на уровне всей организации
• Деловой уровень - среднее звено; работа подразделений
• Функциональный уровень - контроль за выполнением производственных заданий

Ключевые концепции по Майклу Портеру
Первая ключевая концепция: пять основных конкурентных сил
- Угроза появления в отрасли новых конкурентов
- Способность покупателей добиваться снижения цены
- Способность поставщиков добиваться повышения цены
- Угроза появления на рынке заменителей ваших продуктов
- Степень ожесточённости борьбы между существующими конкурентами
Вторая ключевая концепция: типовые стратегии конкурентной борьбы
- Минимизация издержек
- Дифференциация
- Концентрация
Третья ключевая концепция: цепочка создания ценностей
Пять первичных действий:
1. Материально-техническое обеспечение
2. Производственные процессы
3. Обеспечение сбыта
4. Маркетинг и продажи
5. Обслуживание
Четыре вторичных действия:
1. Закупки
2. Развитие технологии
3. Управление кадрами
4. Поддержание инфраструктуры фирмы

Система сбалансированных показателей (ССП)
ССП не является четко зафиксированной методологией, ССП - это структурный подход к формированию показателей управления предприятием, отличительной особенностью которого является их сбалансированность. ССП предлагает (хотя не накладывает ограничений) рассматривать деятельность компании в четырех проекциях:
- проекция финансовой составляющей
- проекция клиентской составляющей
- проекция бизнес-процессов
- проекция кадрового потенциала

Типы стратегий бизнеса
Наиболее распространенные, выверенные практикой и широко освещенные в литературе стратегии развития бизнеса обычно называют базисными. Они отражают четыре различных подхода к росту фирмы и связаны с изменением состояния одного или нескольких следующих элементов: продукт, рынок, отрасль, положение фирмы внутри отрасли, технология.
ПЕРВУЮ ГРУППУ базисных стратегий составляют стратегии концентрированного роста. Сюда попадают те стратегии, которые связаны с изменением продукта или рынка и не затрагивают три других элемента. Конкретными типами стратегий первой группы являются:
• стратегия усиления позиции на рынке, при которой фирма делает все, чтобы с данным продуктом на данном рынке завоевать лучшие позиции
• стратегия развития рынка, заключающаяся в поиске новых рынков для уже производимого продукта
• стратегия развития продукта, предполагающая решение задачи роста за счет производства нового продукта, предполагает реализовывать на уже освоенном фирмой рынке
ВТОРУЮ ГРУППУ базисных стратегий составляют стратегии интегрированного роста. Они предполагают расширение фирмы путем добавления новых структур. Выделяются два основных типа стратегий интегрированного роста:
• стратегия обратной вертикальной интеграции, направленная на рост фирмы за счет приобретения или усиления контроля над поставщиками, а также за счет создания дочерних структур, осуществляющих снабжение
• стратегия вперед идущей вертикальной интеграции, выражающаяся в росте фирмы за счет приобретения или усиления контроля над структурами, находящимися между фирмой и конечным потребителем, т.е. над системами распределения и продажи
• стратегия горизонтальной интеграции
ТРЕТЬЕЙ ГРУППОЙ базисных стратегий развития бизнеса являются стратегии диверсифицированного роста. Стратегиями данного типа являются следующие:
• стратегия центрированной диверсификации, базирующаяся на поиске и использовании заключенных в существующем бизнесе дополнительных возможностей для производства новых продуктов
• стратегия горизонтальной диверсификации, предполагающая поиск возможностей роста на существующем рынке за счет новой продукции, требующей новой технологии, отличной от используемой
• стратегия конгломеративной диверсификации, состоящая в том, что фирма расширяется за счет производства технологически не связанных с уже производимыми новых продуктов, которые реализуются на новых рынках
ЧЕТВЕРТЫМ ТИПОМ базисных стратегий являются стратегии сокращения.
• "Сбор урожая"
• "Отсечение лишнего"
• Сокращение издержек
• Ликвидация
Данные стратегии реализуются тогда, когда фирма нуждается в перегруппировке сил после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности, когда наблюдаются спады и кардинальные изменения в экономике.



Hosted by uCoz