РУКОВОДСТВО. ВЛАСТЬ. ЛИДЕРСТВО |
главная | функции | планирование | организация | контроль |
|
Определения Власть – возможность влиять на поведение других людей Лидерство – способность влиять на отдельные личности и группы, направляя их на достижение целей организации. Формы власти - Власть принуждения - Власть, основанная на вознаграждении - Власть законная (основана на традициях) - Власть примера (харизма) - Власть эксперта (влияние через разумную веру) Теории лидерства: Личностная теория лидерства В основе лидирующего поведения лежит набор личных качеств руководителя: - Интеллект - Стремление к знаниям - Надёжность - Ответственность - Активность - Социальное участие - Социально-экономический статус Поведенческий подход В основе поведенческого подхода лежит рассмотрение манеры поведения руководителя по отношению к подчинённым, а не его личные качества. Поведенческий подход создал основу для классификации стилей руководства или стилей поведения. Это стало серьезным вкладом и полезным инструментом понимания сложностей лидерства. Основной недостаток заключался в тенденции исходить из предположения, что существует какой-то один оптимальный стиль руководства. Ситуационный подход См. рисунок. Автократично-либеральный континуум типов руководителей(Мак-Грегор) Рационально-экономическая теория (теория «X») Рабочие не выносят, когда их пытаются организовать, предельно ленивы и упрямы, прилагают свои усилия на благо компании только за дополнительное поощрение и абсолютно не способны к самодисциплине и самоконтролю. Неэффективность является естественным положением дел, и руководитель должен следовать принципу «кнута и пряника». Самореализационная теория (теория «Y») Люди – существа самоконтролирующиеся и сомомотивирующиеся. Рабочие предпочитают развивать свои способности. Они горды тем, что им предоставлена возможность применить эти способности, и всегда стремятся к самостоятельности, позволяющей им продемонстрировать, как они эти способности контролируют. Неэффективность является результатом их неудовлетворённости, и руководитель должен направлять рабочую силу и организовывать работу так, чтобы это обеспечивало работникам максимальное самоудовлетворение. Принятие управленческих решений Решение – выбор, принимаемый на основе имеющихся альтернативных вариантов Процесс принятия решений – процесс определения проблем и возможностей решения этих проблем Типы проблем и решений Запланированные (запрограммированные)решения – решения, принятые в ответ на структурированную ситуацию, часто для инициирования процесса разработок либо применения тех или иных правил в будущем. Незапланированные (незапрограммированные) решения - решения, принимаемые в качестве ответа на уникальную, плохо понятную и в значительной степени неструктурированную ситуацию, имеющую важные последствия для организации. Определённость: принимающий решение имеет в своём распоряжении всю информацию, необходимую для принятия решения. Риск: решение преследует чёткие цели, имеется надёжная информация, однако результаты каждого из альтернативных вариантов зависят от случая. Неопределённость: менеджеры знают, к какой цели они стремятся, но располагают неполной информацией об альтернативных вариантах и будущих результатах. Неясность: цели, которые нужно достигнуть, или проблемы, подлежащие решению, неясны, альтернативные варианты трудно определимы, информации о результатах нет. Модели принятия решений Классическая модель – менеджеры должны принимать решения, соответствующие высшим экономическим интересам организации. Административная модель – демонстрирует, как менеджеры принимают решения на практике в ситуациях, для которых характерны незапланированные решения, неопределённость и неясность. Повышение эффективности принятия решений - Экспертные группы - Коллективный разум - Адвокат дьявола - Мозговая атака Делегирование полномочий Делегирование полномочий - процесс, используемый менеджерами для передачи полномочий и ответственности нижестоящим должностным лицам. Положительные факторы делегирования полномочий - ДП освобождает руководителя от рутинных операций, сохраняя время для решения важных и творческих вопросов. - ДП является целенаправленной формой повышения квалификации сотрудников и способствует использованию их профессиональных знаний и опыта. - ДП положительно влияет на мотивацию сотрудников. Они чувствуют себя хозяевами на участках работы, а это способствует раскрытию способностей, проявлению инициативы и самостоятельности. |